Новый взгляд на город: ж\д вокзал, как образец крутой архитектуры

Новый взгляд на город: ж\д вокзал, как образец крутой архитектуры

Вокзальный комплекс имеет уникальный, запоминающийся облик. Фото: Михаил Погарцев

Работы фотографа Михаила Погарцева довольно часто появлялись у нас на сайте и пользовались неизменным интересом у читателей. Vgorode.ua подумал, а почему бы не сделать рубрику, в которой луганский фотограф и блогер будет делиться своими мыслями по поводу различных аспектов жизни родного города. Сказано - сделано, встречайте первый материал Михаила, посвященный нашему железнодорожному вокзалу. 

 

Интересуясь архитектурой, я стал постепенно переоценивать то, что видел раньше и лучше ориентироваться в эстетическом качестве тех или иных зданий. Так я решил написать целый пост о луганском железнодорожном вокзале. Его здание и атмосфера всегда привлекали и раньше но сейчас особенно. Когда оказывается, что в твоем совсем нестоличном городе есть вокзал который по своей архитектуре сравним с современными всемирно известными зданиями.

"Вообще вокзал также примечателен тем, что нахождение в нем превращается в приключение. Что характерно для настоящей архитектуры. В детстве я всегда любил сюда приходить. Здесь нескучно находиться. Так как становится интересно исследовать что, где и как расположено, какими маршрутами можно перемещаться по зданию. И даже сейчас когда билет можно купить в интернете я принципиально иду за ним на вокзал."

 

Немного истории

В полукилометре от существующего тогда скромного железнодорожного вокзала в 1973 году началось строительство этого грандиозного и единственного в своем роде для нашего города здания. До завершения строительства прошло семь лет. Здание вокзала представляет собой единый комплекс в объеме которого рационально сгрупировано и сосредоточено все, что необходимо для работы вокзала и обслуживания пассажиров. Интересной особенностью является двухуровневая привокзальная площадь. Верхняя - эстакада. Благодаря ей за несколько мгновений можно оказаться в центре города. Еще на эстакаде, как было запланировано при строительстве, должно было осуществляться движение троллейбусов и автобусов. А на нижнем уровне предполагалось движение трамвая. Но эти планы не были осуществлены. Тем не менее насколько мне известно в новом генплане Луганска до 2025 года предусмотрено подведение нормального городского транспорта к вокзалу. А пока что здесь хаотично трутся маршрутки.

Вокзальный комплекс имеет уникальный, запоминающийся облик. Перекрытый арками объем пассажирского зала из стекла и бетона соединен с 12-этажной гостиницей переходным блоком.

А что внутри

Организация внутреннего пространства нетипична и интересна. На первый взгляд кажется что здесь два этажа. Хотя на самом деле поднимаясь с первого мы оказываемся на третьем этаже где расположены кассы. А второй этаж спрятан так чтобы не пересекаться с потоком людей ведь там находятся только служебные помещения.

 

Организация внутреннего пространства удобна и продумана.

Фото: Михаил Погарцев

До недавнего времени на вокзале были автоматически открывающиеся двери. Что для вокзала особенно важно ведь сюда обычно приходят с сумками. Сейчас их почему-то заменили на обычные распашные. Люди теперь испытывают неудобства. Ведь открывать двери вручную и с багажом неудобно.

 

Двери из автоматических превратились в обычные.

Фото: Михаил Погарцев

Фото: Михаил Погарцев

 

 

Переход соединяющий вокзал и гостиницу. В нем находятся пригородные кассы и ресторан. Также он ведет к выходам на платформы. Кстати гостиница тоже выполнена в европейском стиле тех времен. Правда, сервис остался советским.

 

Переход соединяет гостиницу и вокзал.

Фото: Михаил Погарцев

 

Также переход соединяет вокзал с противоположной улицей Кирова.

Фото: Михаил Погарцев

Почти как в Европе

Нетипичная форма и использование металлических панелей для оформления и натолкнули меня на мысль о схожести ЖД вокзала с некоторыми всемирно известными зданиями. Во-первых применение метала в оформлении фасада достаточно широко используемый прием.

 

 

Крыша оформлена металлическими панелями.

Фото: Михаил Погарцев

Обычно для этого используют сталь или титан. Эти металлы навсегда сохранят свой первозданный вид в отличии от алюминия который использован на нашем вокзале. Нетрудно заметить, что со временем он немного поменял цвет и местами деформировался. Во-вторых здание не имеет простую форму параллелепипеда. Таким образом вокзал выглядит оригинально и нетрадиционно (особенно в контексте местной архитектуры).

 

 

 

Здание выполнено в форме гиперболического цилиндра.

Фото: Михаил Погарцев

 

Однако в Европе таких примеров более чем достаточно. Там архитекторам легче воплощать свои идеи какими бы сложными они не казались. Как с физической так и с геометрической точки зрения.

 

Идем дальше

Кассовый зал. Как можно заметить здание просторное и светлое; освещается естественным светом благодаря витражам торцевых частей арочного объема. Залы ожидания занимают больше квадратного километра, а все помещения вокзала вместе с привокзальной площадью - более шести квадратных километров.

 

 

Просторный и светлый кассовый зал.

Вид со спрятанного второго этажа на первый. Внутри вокзала - колонны и отдельные части внутренних стен облицованы мрамором, для отделки цоколя и ряда лестниц применен гранит.

 

Вид со "спрятанного" второго этажа.

Фото: Михаил Погарцев

Только с помощью этой лестницы можно убедится, что вокзал трехэтажный. Я открыл ее для себя не так давно, еще когда учился в институте. По ней можно спустится из кассового зала. И предназначена она для того чтобы попасть на второй этаж где находятся административно-служебные помещения. Слева виден кусочек одно из кабинетов. Отсюда же можно попасть в ресторан который находится в соединяющем вокзал и гостиницу блоке.

 

Только с помощью этой лестницы можно убедиться, что вокзал трехэтажный.

Фото: Михаил Погарцев

 

Надземный переход из вокзала к платформам. В начале нулевых здесь установили стильные табло, такие какими они должны быть.

Фото: Михаил Погарцев

Луганский железнодорожный вокзал всегда считался одним из лучших на Донецкой железной дороге. Хотя очевидно, что с точки зрения архитектуры на Донецкой железной дороге он точно лучший. Но многих побывавших здесь вокзал впечатляет настолько, что его впоследствии считают одним из лучших в Украине.

 

 

C точки зрения архитектуры на Донецкой железной дороге наш вокзал точно лучший.

Фото: Михаил Погарцев