Под прикрытием: как журналисты маршрутчиков разоблачали

Под прикрытием: как журналисты маршрутчиков разоблачали

Луганские журналисты отправились в рейд по маршруткам. Фото: Наталья Глазунова

На охоту

Совместно с представителями Главтрансинспекции в Луганской области мы отправились проверять работу местных маршруток. Рейд проходит довольно необычно: переодетый в штатское автоинспектор садится в маршрутку под видом обычного пассажира и следует до конца маршрута, а по ходу замечает и фиксирует все нарушения водителя. На кольце "шпиона" со списком нарушений встречают его коллеги и составляют протокол на водителя по зафиксированным фактам. Подобные операции скорее напоминают охоту: здесь играет роль и умение правильно выбрать цель, и внимательность, и маскировка…

На этот раз "под прицел" попали несколько автобусов, курсирующих по 150-му маршруту —микроавтобус "Газель" ВВ3399АА и автобус марки "Богдан" ВВ3593АА. На водителей этих транспортных средств в инспекцию пожаловалась пенсионерка из Луганска. Она сетовала, что мол эти бессовестные перевозчики заставляют льготников оплачивать проезд, несмотря на предъявленные удостоверения и положенные по закону льготы. К тому же водители хамят и оскорбляют пассажиров. Естественно, подобная жалоба не могла остаться без внимания.

ЧИТАЙТЕ: Водитель маршрутки курит, играет по "мобилке" и не смотрит на дорогу

В 8.30 утра мы подъехали к железнодорожному вокзалу, где находится конечная остановка  150-го маршрута, и стали ждать своих "жертв". Первой прибыла вышеупомянутая в жалобе "Газель". Садимся в салон и сразу замечаем первое нарушение: на обшарпанных стенах масса рекламных макетов и объявлений (от чего маршрутка выглядит внутри еще более неряшливой, чем снаружи) и при этом отсутствует нужная информация — кто является владельцем автобуса, куда обращаться с жалобами на работу транспорта, какими правами обладает пассажир... А это, между прочим, прямое требование Закона Украины об автомобильном транспорте...

Вообще, говорит инспектор Николай Гуменюк, если водитель склонен нарушать правила, то начинает сразу же. И оказался прав. С самого начала пути водитель не выполнил требование законодательства — не обилетил пассажиров.

Остановка "Динамо": водитель не заехал в карман остановочного комплекса.

Центральный рынок: деньги за проезд берет по ходу, сдачу дает также не отрываясь от движения.

Следующие 15 минут водитель совмещал пируэты на дороге, с оплатой за проезд и  разговором по мобильному телефону. (Как он потом признался — выяснял отношения с женой).

На Буденного снова нарушение: высадил пассажирку в неположенном месте — прям на светофоре возле ТРК "Атриум".

Ко всему прочему за время маршрута водитель маршрутки ни разу не пристегнулся ремнем безопасности. Правда и льготников ни разу не обидел. Так что факт жалобы не подтвердился.

ЧИТАЙТЕ: Еще один луганский маршрутчик стал звездой YouTube

Нужный нам автобус "Богдан", следовал по маршруту сразу за нашей "газелькой". Мы пересели в него на Комарова. Тут же для себя отметили более ухоженный и комфортный салон, да и водитель более сдержанный. Не грубит и не хамит, как утверждала пенсионерка в жалобе, хотя льготников проехало по маршруту немало и все выходили спокойно и без скандалов.

Были зафиксированы нарушения правил дорожного движения: остановился и высаживал пассажиров на пешеходном переходе, осуществлял оплату по ходу движения, не заезжал в карманы на остановках. 

Итак, доезжаем до конечной и выходим "знакомиться" с водителями. Здесь нас поджидают коллеги для составления актов о зафиксированных нарушениях. Проверяем документы, выясняем, что ни у одного из водителей нет копии паспорта маршрута — еще одно злостное нарушение. Правда в этом все-таки стоит винить не водителей, а перевозчика, в чьи обязанности входит подготовить транспорт к выходу на маршрут и не только технически, но и документально.

По итогу операции составляются акты, которые инспекторы вручают водителям с пожеланиями: "Исправляйте недостатки и больше не нарушайте...".

Обратная сторона медали...

В немалой степени в бедах маршрутных такси виноваты... пассажиры. Почему мы покорно, бочком лезем в салон, где между сиденьями не помещаются ни ноги, ни руки; где дверь перекрыта креслами; где духота, потому что нет люка (обязательного на заводских машинах); где боковая дверь ходит в проеме, грозя распахнуться на ходу; где обивки шатких сидений стали уже липкими от въевшейся грязи? Мы сами позволяем с нами так обращаться...

Хотя есть и другие "типажи" - профессиональные жалобщики. Они регулярно и по любому поводу пишут жалобы во все инстанции. А одна луганская пенсионерка буквально зарабатывает на скандалах с перевозчиками. Она провоцирует скандалы с водителями, потом жалуется в контролирующие инстанции, а в качестве возмещения требует материальную компенсацию...

P.S.

...Конечно мы понимаем, что водители общественного транспорта тоже люди, которым присущи и плохое настроение, и раздражительность, и усталость... И мы не хотим, чтобы завтра с дорог исчезли маршрутки! Мы просто хотим садиться в автобус, будучи уверенными в своей безопасности. А вы?

За нарушителями охотилась Наталья Глазунова.