Пластмассовый микроавтобус и машина-амфибия: что производили на Луганщине?

"Старт" – первая машина из пластмассы, завоевавшая признание в СССР. Фото <a href="http://rostani.ru/collection-auto/car-101-125/avtomobili-114/">Дмитрия Макеева</a>.

"Старт" – первая машина из пластмассы, завоевавшая признание в СССР. Фото <a href="http://rostani.ru/collection-auto/car-101-125/avtomobili-114/">Дмитрия Макеева</a>.

Транспорт и инфраструктура
01 марта 2013 10:49
Автор: Марьяна Волынская

 Стартует "Старт"!

Под такими бравыми заголовками выходили статьи в СССР в 60-х годах прошлого века. Советские люди с восхищением наблюдали за экспериментами энтузиастов из маленького городка Северодонецка, которые пытались разрешить сложную задачу – создать автомобиль из пластмассы.

Сырье умельцам Северодонецкой авторемонтной базы поставлял местный завод "Стеклопластик". При создании новой машины использовались комплектующие от ГАЗ-21 – частая практика в автомобилестроении.

Микроавтобус был рассчитан на девять пассажиров. Первые модели имели все, необходимое для длительных поездок: походный умывальник в багажнике, три сиденья-дивана в салоне, столик в капоте, и даже шкафчики для посуды.

Пластмассовый микроавтобус и машина-амфибия: что производили на Луганщине? фото

Космический автомобиль. Фото: Википедия.

Всего было выпущено, по разным версиям, от ста до двухсот экземпляров микроавтобусов. У некоторых из них  примечательная судьба. Так, один из "Стартов" – так назвали новую чудо-машину – засветился в фильме  "Кавказская пленница". Еще один был подарен первому секретарю ЦК КП Украины Петру Шелесту – в крышу кузова машины вмонтировали автономную спецсвязь КГБ. Послужил "Старт" и журналистике – долгое время микроавтобус числился в автопарке Луганской областной телерадиостудии.

Внешний вид "Стартов" вызывал восхищение у современников. Его космический дизайн опережал время. Однако, увы, стеклопластиковый кузов плохо зарекомендовал себя: он деформировался, да и кроме этого, имелось много недоработок.

Недостатки можно было бы устранить, будь в "Старте" заинтересовано руководство страны. Позже автомобиль с некоторыми изменениями выпускали на Луганском автосборочном заводе, но на конвейер он так и не стал.

Интересно, что в любом обзоре легендарных советских машин присутствует "Старт". Этот автомобиль – прогрессивный, запоминающийся, яркий – свидетельство огромных талантов, "закопанных" в провинциальной глубинке СССР.

Потухшая "Заря"

Не только "Стартом" единым славна Луганщина. В Северодонецке в 1966 году  разработали еще один автомобиль   - "Зарю" со стеклопластиковым кузовом и агрегатами от ГАЗ-21 "Волга". Дизайн автомобиля придумал художник-конструктор Юрий Андрос – он же подарил миру дизайн "Старта".

Пластмассовый микроавтобус и машина-амфибия: что производили на Луганщине? фото 1

"Заря" не нашла поддержки в стране. Фото: Википедия.

По разным версиям, всего было выпущено от одного до четырех экземпляров автомобиля. После, якобы гигант ГАЗ испугался конкуренции со стороны северодонецких автомобилестроителей… Ведь готовая "Заря" стояла бы до 5000 рублей (в противовес шести тысячам за "Волгу". Бюрократические препоны да палки в колеса от  ГАЗа "помогли" – и "Заря" ушла в небытие.

Луганские амфибии

Для некоторых луганчан будет открытием,  что в цехах  "Лугансктепловоза" увидели свет уникальные машины-амфибии. Подлинное название их – гусеничные плавающие транспортеры.

Пластмассовый микроавтобус и машина-амфибия: что производили на Луганщине? фото 2

Амфибии – детище "Лугансктепловоза".

Они способны расчищать завалы и разрушения на дорогах, подготавливать съезды и выезды в береговых откосах, помогать застрявшей на переправе технике, поднимать тяжелые грузы и так далее.

ТОП РАЗДЕЛА
Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях